Принцип интерактивности при обучении с применением дот заключается в том что
Перейти к содержимому

Принцип интерактивности при обучении с применением дот заключается в том что

  • автор:

1.2.Принципы и средства дистанционного обучения

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно — ориентированной системе образования.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний:

Для того чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие — к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске, плакаты, видеофильмы, а также слово преподавателя.

При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

учебные электронные издания;

компьютерные обучающие системы;

аудио- видеоучебные материалы;

компьютерные сети и многое другое.

Электронные издания учебного назначения, имеют ряд положительных отличий и преимуществ, в частности:

компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;

гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

удобство пересылки по электронной почте.

Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине. Компьютерные обучающие системы:

программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:

Индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения

Контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью

Обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности

Сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

Демонстрировать визуальную учебную информацию;

Проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

Формировать умение принимать оптимальные решения;

Повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

Передать культуру познания, и др. Аудио — и видеоучебные материалы:

записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт – дисков СD- RОМ. Компьютерные сети:

средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно.

Все сказанное выше дает основание утверждать, что применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). Дистанционное обучение при этом получило уже новое качество — учащийся по ДО почти не ограничен пространственными, а главное — временными рамками для получения информации.

Принципы дистанционного обучения

Дистанционная форма обучения на сегодняшний день приобретает всё большую популярность, особенно в сфере получения высшего образования.

Дистанционная форма обучения – это обучение без посещения учебного заведения, в удобном для ученика (студента) месте и в удобное ему время.

Понятие и характерные черты дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это такая форма обучения, когда большая часть учебных процедур (или даже все) осуществляются вне учебного заведения (или с его частичным посещением) с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

Под дистанционным образованием понимают образование, которое получено средствами дистанционного обучения.

Характерные черты дистанционного обучения:

  1. Гибкость. Процесс обучения осуществляется в удобное для ученика (студента) время, в удобном месте и удобном темпе. Каждый самостоятельно выбирает сколько времени ему необходимо для усвоение учебного материала, а также, каким образом будет происходит усвоение учебного материала (чтение учебной и методической литературы, прослушивание аудио-лекций, просмотр видео-лекций и т.д.).
  2. Модульность. Каждый предмет (курс) поделен на модули, в процессе изучения ученики (студенты) осваивают предмет (курс) постепенно, что позволяет получить общее представление об определенной предметной области и получить крепкие знания.
  3. Специализированный контроль качества обучения. В процессе дистанционного обучения ученикам (студентам) приходится сдавать много зачетных и промежуточных аттестационных работ. Что позволяет не только проверить свои знания, но закрепить пройденный материал.
  4. Специализированные технологии и средства обучения. Дистанционное обучение предполагает использование технических средств, которые применяются не только для организации учебного процесса, но и для осуществления контроля, сохранения работ студентов (электронные портфолио), формирование банков знаний, модульных лекций и т.п.

Особенности дистанционного обучения:

  • Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ученика (студента) наличие мотивации к получению знаний и навыков. Без мотивации процесс обучения будет невозможен, так как дистанционное обучение не предполагает строгого контроля со стороны педагогов и кураторов.
  • Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ученик (студент) осваивает самостоятельно. В том случае, если у человека нет навыков самообразования, то ему процесс обучения будет даваться крайне сложно.

Круг лиц, заинтересованных в дистанционном обучении:

  1. Взрослые люди, имеющие базовое высшее или среднее образование. Чаще всего прибегают к дистанционной форме обучения с целью получения дополнительного образования, повышения квалификации, либо с целью переобучения на другую специальность.
  2. Дети и молодые люди, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности получать образование в рамках школы, техникума, колледжа или ВУЗа.
  3. Люди, которые территориально удалены от учебных заведений, но имеют желание получить образование (например, в местах лишения свободы).
  4. Люди, которые в силу разных причин не имеют возможности постоянно посещать учебные занятия регулярно (из-за работы, по семейным обстоятельствам и т.п.).

Специфические принципы дистанционного обучения

Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными именно для этой формы обучения:

  • Принцип интерактивности. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения ученики (студенты) и педагоги между собой общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Принцип стартовых знаний. Для того, чтобы процесс дистанционного обучения был эффективным каждый ученик (студент) должен иметь начальный уровень подготовки в плане работы с ПК и иным техническим обеспечением, а также навыками работы в сети Интернет.
  • Принцип индивидуализации. Данный принцип предполагает, что темп учебного процесса, время проведения занятий и т.п. определяется каждым учеником (студентом) самостоятельно, исходя из своих возможностей и потребностей. В процессе освоения учебного материала, возможна корректировка индивидуального плана, по итогам контрольных срезов.
  • Принцип идентификации. Данный принцип на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как дистанционное обучение предоставляет больше возможностей для фальсификации (выполнение заданий другим человеком). Именно поэтому много сил со стороны дистанционного учебного заведения направлено на осуществление контроля самостоятельности обучения учениками (студентами).
  • Принцип регламентности обучения. Данный принцип основан на том, что дистанционное обучение для его оптимизации должно осуществляться на основании строгого регламента времени освоения дисциплин, путем введения графика самостоятельной работы.
  • Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип является ведущим педагогическим принципом дистанционного обучения. Несмотря на то, что процесс дистанционного обучения предполагает использование инновационных технологий и средств, использование их должно быть в рамках разумности и целесообразности.
  • Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Данный принцип дистанционного обучения означает, что на сегодняшний день дистанционное обучение открыто и доступно практически для всех людей без ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, а также без вступительных испытаний. То есть дистанционное обучение является максимально доступным.

Таким образом, дистанционное обучение, основано и реализуется на ряде педагогических принципов, которые в свою очередь связаны между собой и порой проникают один в другой.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ): что это такое?

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение решает следующие задачи:

  • усиление активной роли обучающихся в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов
  • повышение мотивации к обучению
  • применение интерактивных форм занятий
  • усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
  • возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:

Формы обучения с применением ИКТ

Формы обучения с применением ИКТ

Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых.

В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных школах с использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно использовать следующие формы обучения:

1. очную, с информационной поддержкой;

2. очно-заочную, с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ.

Очное обучение с информационной поддержкой — это форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым. Очная форма обучения в основном применяется для углубленного обучения малочисленных (до 10 – 20 человек) групп слушателей. Такая численность дает возможность, с одной стороны, использовать «групповые эффекты» (различие точек зрения, разделение обязанностей, обратная связь и пр.), а с другой стороны, активно включаться в учебную деятельность всем членам группы, не оставаясь пассивными слушателями.

ИКТ в данном случае используются только для информационной поддержки учебного процесса. На сервере или сайте школы публикуется расписание занятий, образовательные программы, организуется электронная доска объявлений.

Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы обучения. Одной из особенностей очной формы обучения является возможность обмена знаниями между обучаемыми в группе и преподавателем. Для поиска наилучшего решения поставленной преподавателем задачи обучаемые могут обсуждать предложенные решения, осуществлять сравнительный анализ предложенных решений, взаимный контроль, что позволяет получить навык работы в команде, навык самостоятельного поиска решения.

Основные достоинства очной формы обучения:

— возможность коммуникаций с преподавателем в режиме реального времени, которая позволяет обучаемому получать ответы на вопросы по теме программы обучения непосредственно в момент получения знаний;

— возможность получения навыков выполнения операций, требующих взаимодействия в режиме реального времени нескольких исполнителей;

— высокая степень мотивации слушателей в процессе обучения за счет возникающей между слушателями конкуренции, стимулирующей более подготовленных слушателей углублять свои знания, а менее подготовленных слушателей подтягивать уровень своих знаний до среднего уровня;

— возможность обучения в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях.

Недостатками очной формы обучения являются:

— сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся (инвалидов, глухих и т.д);

— трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий. Полный контроль возможен при работе с группой из 2-3 ученика; при работе с группой из 10-20 учащихся преподаватель может осуществлять лишь частичный, итоговый контроль, который не позволяет оценить правильность последовательности действий слушателя при выполнении задания;

— субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения.

Очно-заочное обучение, с применением ДОТ — это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа. Принцип интерактивности заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения (Learning management system – LMS) и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности. Дистанционная форма обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически распределенных аудиторий. Система поддержки процесса обучения обеспечивает автоматический контроль действий обучаемого (фиксирует длительность работы слушателя, правильность выполнения заданий, число обращений за рекомендациями и помощью, активность слушателя и т.п.).

В средней школе этот метод можно использовать для обучения предметам, когда учитель по каким-либо причинам не может проводить занятия в продолжение длительного времени, для использования виртуальных лабораторий по естественно-научным предметам, для выполнения домашних заданий и рефератов.

Одной из особенностей применения дистанционной формы обучения является возможность использования имитационных моделей программного обеспечения и оборудования, что позволяет пройти освоить работу с прикладным программным обеспечением даже тем учебным заведениям, которые не имеют его в наличии. Одним из наиболее распространенных способов имитации больших программных систем является отображение части функциональных возможностей (наиболее часто используемых) на набор упражнений. Упражнения выполняются в специализированной среде, эмулирующей поведение реальной программной системы и выполняющей функции контроля действий слушателя в автоматическом режиме.

По сравнению с выполнением упражнений на реальной системе метод эмуляции имеет следующие преимущества:

— ученик всегда работает с консистентными данными, в то время как задача обеспечения целостности данных в учебном экземпляре программной системы практически невыполнима;

— ученик может выполнять упражнение в любое время, в то время как учебный экземпляр, являющийся разделяемым ресурсом, чаще всего будет доступен строго по расписанию;

— среда эмуляции программной системы обеспечивает контроль действий пользователя в процессе выполнения упражнений, в то время как при работе с учебным экземпляром программной системы задача обеспечения контроля действий слушателя требует выделения на каждого слушателя по личному консультанту, в противном случае качество контроля будет низким.

Среди основных достоинств дистанционной формы обучения:

1. проведение обучения по месту жительства для социально- защищенных групп учащихся;

2. наличие средств оценки знаний и навыков слушателей в режиме реального времени, средств поддержки процесса проведения обучения (LMS);

3. обучение по индивидуальным программам обучения без привлечения дополнительных сил со стороны преподавателя;

4. эффективность формирования навыков работы.

Недостатки дистанционной формы обучения:

1. увеличение стоимости разработки курсов по сравнению с очной формой;

2. повышение требований к организации системы мотивации учащихся;

3. повышение требований к телекоммуникационной инфраструктуре;

4. существование психологического стереотипа против использования дистанционной формы обучения вследствие недостаточной распространенности ДОТ в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *