Самый крупный провал в истории Blizzard. Как компания проиграла суд Valve и потеряла права на доту
В последние годы за Blizzard замечено много факапов, однако самый крупный случился 10 лет назад, когда компания проиграла суд Valve и потеряла права на доту. Вспоминаем историю конфликта двух корпораций и разбираем причины, почему дота досталась Гейбу.
Доту придумал обычный задрот. Изначально Valve и Blizzard не имели к игре никакого отношения
Когда-то Valve и Blizzard действительно судились за доту, однако ни одна из компаний не является создателем игры. Чтобы понять, как так получилось, вернемся на 20 лет назад и кратко пройдемся по истории доты.
2002 год. Blizzard выпускает стратегию WarCraft III, в дополнение с которой идет бесплатный редактор карт World Editor. Это программа, в которой игроки могли создавать собственные карты и придумывать для них сценарии.
В этом редакторе и создается первая дота. Разработал мод Кайл «Eul» Соммер, вдохновившись Aeon of Strife — фанатской картой из StarCraft, которая считается прародительницей жанра MOBA.
Небольшой фэктс: именно в честь создателя первой доты в игру был добавлен предмет Eul’s Scepter of Divinity.
2003 год. Дота быстро надоедает Еулу и он выкладывает исходный код модификации в открытый доступ. Теперь дотой мог заниматься любой желающий. Единственным требованием отца-основателя было в том, чтобы последователи указывали его, как создателя карты.
2004 год. Появляется много разных вариаций доты, однако самым популярным становится мод Dota All Stars. Его разработкой занимается Стив «Guinsoo» Фик. В его команду входят разработчики — IceFrog и Neichus, а также модератор сайта DotA-Allstars.com — Pendragon.
Таким стаком команда работает хоть и недолго, но во многом преуспевает. Разрабы делают игру более сбалансированной, внедряют систему рецептов, расставляют по краям карты руны и добавляют Рошана.
2005 год. Guinsoo и Neichus покидают Доту, оставляя мод полностью на АйсФрога. Тот быстро осваивается и за год достигает неплохих результатов в роли главного разработчика.
1. Дота переводится на китайский язык, что привлекает в игру новую аудиторию;
2. Организация Clanbase and Electronic Sports League включает игру в перечень киберспортивных дисциплин;
3. Доту признает даже Blizzard и проводит турнир по игре на выставке Blizzcon.
Что происходит дальше. Со временем дота устаревает и у игры появляются первые конкуренты — Demigod, HoN и LoL. В отличии от доты у этих проектов был ряд плюсов:
— быстрый и автоматический подбор игроков.
Реализовать все эти вещи на движке варкрафта было невозможно, поэтому эра первой доты потихоньку подходила к концу.
Blizzard в свою очередь тоже не сидела без дела и готовилась ворваться на рынок со своей дотой. В 2010 году году компания анонсировала мобу «Blizzard Dota». Спойлер: выпустить игру с таким названием компания не сможет.
Valve нанимает АйсФрога и присваивает себе права на доту. Blizzard пытается этому помешать и подает на Гейба в суд
«Отличные новости для всех поклонников Доты». Такая новость появилась на сайте playdota.com 10 мая 2009 года. В ней АйсФрог объявил, что Valve наняла его для работы над новым игровым проектом. Спустя полтора года становится известно, что этим проектом будет новая моба под названием «Dota 2».
Blizzard такое развитие событий не устраивает. Компания идет в суд, так как считает, что Valve не имеет права зарабатывать на бренде доты. Аргументирует свою позицию Blizzard тем, что карта DOTA со всеми ее игровыми механиками и персонажами была создана на движке третьего варкрафта. Однако как ни странно, суд встает на сторону Valve.
Почему Blizzard проиграла суд. Причина проста — товарный знак «Dota» был свободен и Valve просто успели первыми зарегистрировать его.
Blizzard пыталась ответить на это тем, что DOTA — это аббревиатура, которая расшифровывается, как Defence of the Ancients (Защита древних). Тут важно именно последнее слово, ведь Ancients — это термин из вселенной Warcraft, а значит он является интеллектуальной собственностью Blizzard.
Однако юристы Valve и тут оказались на шаг впереди. Дело в том, что Valve зарегистрировала товарный знак не как аббревиатуру, в которую входят те самые “древние”, а как отдельное слово. То есть не «DOTA», а «Dota».
В итоге из-за решения суда Близзард была вынуждена сменить название своей мобы на Blizzard All Stars. Однако и это название просуществовало недолго, позже проект был переименован в Heroes of the Storm.
Опробовать мобу от Blizzard геймеры смогли только в 2015 году. Однако по итогу HotS не смог навязать конкуренцию доте от Valve и в июле 2022 года Blizzard объявила, что прекращает поддержку игры.
Как Blizzard могла избежать провала. Если бы у компании были более компетентные юристы, все могло пойти по другому сценарию. Обезопасить себя от потери доты можно было небольшой строчкой в пользовательском соглашении третьего варкрафта. Выглядеть она могла так:
«Все карты и модификации, созданные в программе World Editor, являются интеллектуальной собственностью компании Blizzard».
Позже такой пункт появился, но было уже поздно. Дота — единственная модификация, созданная в редакторе карт, которая имела коммерческий успех.
Blizzard пыталась выкупить доту у Valve, но делала это без уважения
После провала в суде, Blizzard пыталась решить вопрос деньгами. Компания хотела выкупить Доту у Valve, но не смогла предложить сумму, которая удовлетворила бы Гейба. Также считается, что одной из причин срыва сделки стала высокомерная позиция Blizzard по отношению к Valve и неуважение к главному разработчику доты — Айсфрогу.
Кто такой Icefrog? Что мы знаем о создателе Dota 2
Почти во всех киберспортивных дисциплинах есть разработчики, которые выступают от имени своей команды и всей игры. В Overwatch — это Джефф Каплан, в Valorant — Анна Донлон, в PUBG — PlayerUnknown.
В Dota 2 есть Icefrog, впрочем в этом плане MOBA от Valve отличилась. В этой статье мы расскажем обо всех фактах, известных о Icefrog, которые собрал портал win.gg.
Джефф Каплан и Анна Донлон часто стоят перед камерами, обсуждая состояние своей игры, при этом обсуждая новые патчи. Icefrog — менее уловимый персонаж. Вместо того, чтобы регулярно общаться с комьюнити Dota 2, Icefrog высовывается из своей норы несколько раз в год, а то и меньше. Но даже когда он появляется, это обычно всего лишь несколько предложений-пожеланий к праздникам или короткое обсуждение патчей.
Тем не менее комьюнити тревожит несколько вопросов: как он возглавил Dota 2, да и вообще что ты такое — Icefrog?
История Icefrog
Настоящее имя Айсфрога — Абдул Исмаил. Хотя многие думают, что Айсфрог создал мод Defense of the Ancients в Warcraft 3, послуживший основой жанра MOBA, на самом деле это варнье. DotA была придумана Кайлом «Eul» Соммером в 2003 году. Кстати, именно в честь него назвали Eul’s Scepter. Правда он перестал работать над ней после выхода дополнения WarCraft 3: The Frozen Throne.
Затем мод некоторое время поддерживал Стив «Guinsoo» Фик. В 2005 году ответственным за DotA стал Icefrog, который поддерживал проект до 2009 года. Тогда к нему обратилась Valve за помощью в создании Dota 2.
Все знали, кто такие Guinsoo и Eul, но об Icefrog никто не знал ничего долгое время.
Намеки по поводу настоящей личности Icefrog начали появляться в 2010 году, когда в анонимном блоге опубликовали, что настоящее имя Icefrog — Абудил Исмаил. В том же сообщении было написано, что с ним просто невозможно работать. Там же говорилось о том, что Айсфрог ранее сотрудничал с разработчиками League of Legends и Heroes of Newerth.
Спалили настоящее имя Icefrog и сами Valve, добавив его в скрытые файлы ПО, да и его имя появлялось в титрах к документальному фильму Dota 2 Free to Play.
В 2017 году имя Айсфрога еще раз подтвердилось, так как оно было указано в 2017 году в юридических документах, связанных с одним из судебных разбирательств Valve Software.
А как же выглядит Icefrog? И действительно ли с ним так сложно работать? К сожалению, этой информации в свободном доступе нет, и сами Valve это тщательно скрывают. Хотя кое-что все-таки есть. Мы точно знаем, что Айсфрог любит домашних животных. Вот его кошка Нова, которую он опубликовал в Weibo:
На этом, к сожалению, все. Дорогие читатели, если вы знаете что-то большое о судьбе Айсфрога, пишите в комментарии, мы с радостью почитаем все догадки 🙂
«Большой патч скоро будет» — Gorgc подтвердил слова skiter о том, что IceFrog вернулся к разработке Dota 2
Стример и профессиональный игрок Жан ‘Gorgc’ Стефановски в рамках личной трансляции подтвердил факт, распространённый Оливером ‘skiter’ Лепко , о том, что Icefrog действительно вернулся к разработке обновлений для Dota 2.
Жан ‘Gorgc’ Стефановски
Он действительно раскрыл эту тайну, я удивлён. Я могу подтвердить данную информацию. Тоже слышал её ранее, но не хотел говорить на стриме.
Да, это правда. IceFrog действительно не занимался Dota 2 несколько лет. После того, как это подтвердил skiter , я также могу об этом открыто говорить. IceFrog работал над разработкой другой игры. Именно поэтому патчи были настолько мусорными.
Причиной, почему я не говорил об этом ранее, является факт того, что это могло поднять общественный резонанс. Видите ли, почему мы должны переживать за развитие Dota, если IceFrog даже не вовлечён в это?
Однако IceFrog вернулся. Большой патч скоро будет.
Ранее Оливер ‘skiter’ Лепко рассказал о том, что IceFrog в последние пару лет отошёл от разработки Dota 2 и из-за этого в игре мало серьёзных изменений.
«Изменения ради изменений». IceFrog больше не занимается дотой
Патч 7.20
Патчи
Патч 7.20 не всем пришелся по душе. Автор этого текста на Реддите вообще считает, что IceFrog оставил доту – и приводит немало аргументов.
«Мне кажется, монополия Айсфрога на внесение правок в баланс была прервана после TI4. Valve увидели, как мета может влиять на удовольствие от просмотра TI (и, соответственно, на прибыль) – и дали Айсфрогу указание сделать так, чтобы подобного больше никогда не повторялось. А может быть, они даже сами приложили руку к некоторым изменениям.
Нечто похожее случилось в патче 7.00 с талантами на снижение времени возрождения. Я сомневаюсь, что эту ошибку допустил именно Айсфрог, который очень трепетно относился к этому аспекту, даже когда нерфил Bloodstone после TI5. А еще можно вспомнить сопротивление эффектам от Силы из патча 7.07.
Патч 7.20 кажется очередным примером неправильных решений по балансу именно от Valve, а не Айсфрога.
1. Изменение ради изменения
Айсфрог никогда не боялся экспериментов, вспомните хотя бы как менялся ландшафт доты. Но количество изменений в 7.20 переходит все разумные границы.
Складывается ощущение, что большинство этих изменений были сделаны только потому что Valve хотели что-то изменить. В этом патче одну или несколько способностей переработали у 37 (!) героев. На втором месте среди патчей с самым большим количеством реворков стоит 6.72 – там их было всего 10.
При этом большинство героев даже не нуждалось в реворке. Вспомните примеры из прошлого: изменяли либо откровенно несуразные способности (Nature’s Guise, Last Word, Lvl Death, Suicide Squad Attack, Doppelwalk), либо слишком имбалансные (Stone Gaze, Bloodrage, Winter’s Curse), ну или те, которые нужны были лишь для того, чтобы усиливать другие ваши способности (Synergy, Witchcraft, Phantom Edge) – их соединяли с другими (Sadist, Blood Bath).
Большинство способностей, которые переработали в 7.20, не подпадают под эти критерии. Взять Weave: 1) это была вполне вменяемая способность; 2) никакого имбаланса; 3) способность была самостоятельной. Зачем было ее менять?
А отмена изменений в формуле регенерации? Изменение гема, механики рута, и т.д. Все эти изменения не призваны сбалансировать игру, они просто ее меняют.
2. Слишком навороченные способности
Если можно выделить что-то общее в измененных способностях, то это их узкая направленность: Ice Armor, Spell Shield, Null Field и прочие способности делали что-то одно. Объясню на примерах.
У MK по умолчанию есть способность Disguise. У Dark Willow целых два ультимейта. А Grimstoke обошел их всех: в каждую его способность заложено сразу несколько эффектов. Его Q наносит урон и замедляет; его W – это периодический урон, сайленс, урон по окончанию способности, да еще и с обновлением; его E – также периодический урон и урон по окончанию способности, плюс оглушение. А ультимейт просто дублирует все направленные способности. Он может буквально все и сразу.
Большинству старых героев (до патча) было с ними не сравниться.
3. Логика и баланс
Логика – это здорово, но она никогда не может быть важнее баланса. Взять изменения в механике Root. Теперь Root не сбивает касты, и в этом есть смысл с точки зрения последовательности, но точно не баланса. Это сильные нерфы для Трента и Эмбера, которые в них не нуждались. Вместо того, чтобы плавно подводить к этому изменению в тот момент, когда эти герои были на пике силы, Valve на ровном месте придумали это изменение только сейчас.
4. А что по цифрам?
Тренд этого патча – изменение в механике, а не в конкретных цифрах. Талант TA на 20-м сдвинул диспел с Refraction на Meld, Sunder больше не проходит сквозь иммунитет к магии, и еще куча изменений непосредственно в самом принципе работы способностей, а не их значений. Вы не найдете так много изменений именно в механике, а не цифрах, ни в одном другом патче.
5. Сопротивление эффектам
Вряд ли в доте была механика, которую ненавидели бы столь единогласно. Сопротивление эффектам, привязанное к Силе. Тем не менее я считаю, что эта механика могла бы существовать в доте в некоторых отдельных случаях.
Valve значительно увеличили количество источников сопротивления эффектам. Sange и все его производные, Satanic, Spirit Breaker, Omniknight. А Рубика и Бейна наградили механикой, обратной сопротивлению эффектам.
Дизейблы должны иметь четкие временные рамки. И подобной механики в доте должно быть гораздо меньше.
6. Проблема Брюмастера
Именно в этом я вижу основное доказательство того, что дотой занимается не Айсфрог, а какой-то новый дизайнер. Не очень опытный, и, откровенно говоря, не очень хороший.
Следующие герои в этом патче получили так называемые огненные способности: Dragon Knight, Jakiro, Phoenix, Axe, Doom, Ember Spirit, Brewmaster, Lina, Ogre, Batrider, Wraith King, Clinkz, Invoker, Warlock, Underlord, и Huskar.
Дота – это не RPG, где ты выбираешь, к какой школе магии относишься. Такой синергии здесь абсолютно не место. А если эту механику добавили, давайте идти до конца: пусть Lina и CM наносят на 10% больше урона друг по другу, а после убийства рыбообразного героя при помощи огненной способности на земле появляется рыбное филе, которое можно съесть и восполнить себе здоровье.
Игра сама решает за вас, какие герои хороши в сочетании с Брюмастером. В доте не должно быть способности, предмета или механики, которая работает по-разному в зависимости от того, на какого героя ее применяют. Такой дизайн заставляет игроков делать что-то конкретное, забирая у него право выбора.
Заключение
Именно эти факты навели меня на мысль, что Айсфрог больше не занимается дотой. Почти наверняка в будущем появится еще больше “ложной сложности” – способностей и предметов, которые будут иначе взаимодействовать с другими, не ради баланса, а просто так.
Почти наверняка Valve продолжат лажать с патчами TI: они будут жить так долго, что всех начнет тошнить от них, и, чтобы оправдать долгое ожидание, понадобится гигантский патч.
Еще одно предсказание: цифровые изменения уступят место механическим. Изменения в цифрах будут происходить лишь в буквенных патчах, в крупных же будут механические.
И последнее, самое грустное предсказание: количество игроков в течение года снизится на треть. Да, будет скачок перед TI, но ежедневная аудитория существенно снизится».