Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
ЭО и ДОТ – это понятия, которые обладают определенными отличиями. Но также есть и некоторые свойства, на которые следует обратить внимание предварительно. При помощи электронного обучения задействуются современные цифровые технологии и решения, которые позволяют обрабатывать и хранить данные дистанционно при помощи специальных технологических средств и коммуникационных методов.
Коммуникационные сети дают возможность обмениваться информацией, получая все необходимые знания и умения в рамках программы. Через линию связи можно передавать различные типы информации – мультимедийные файлы или связываться с другими пользователями. Обязательно применяются системы управления базами данных для обеспечения управления информационными ресурсами. Также используется отлаженная коммуникационная сеть для обеспечения сообщения между участниками образовательного процесса.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет оптимизировать денежные и временные затраты в процессе образования, а также повысить качество получаемых знаний. При помощи отобранных средств и методов происходит обмен цифровыми ресурсами для ведения образовательной деятельности в рамках действующих стандартных требований. Через полноценную среду обеспечивается доступ к различным ресурсам, которые помогают получить все необходимые сведения, которые могут потребоваться для сдачи экзаменов и получения допуска к профессиональной деятельности. Обычно электронное обучение может применяться в высших учебных заведениях или других организациях, которые предлагают возможность воспользоваться смешанными технологиями обучения.
Электронное обучение и дистанционные технологии охватывают множество современных технологий. Среди наиболее востребованных образовательных методик следует обратить внимание на такие:
- Синхронное. Данный образовательный процесс проводится в режиме реального времени. Как правило, подобная процедура практически не отличается от стандартного образовательного процесса. Главное отличие заключается в использовании современных коммуникационных средств и информационных технологий для общения с преподавателем и другими слушателями. Для организации конференций требуется использовать специальное программное обеспечение, которое позволяет оптимизировать и обеспечить доступ к общению с другими пользователями.
- Асинхронное. Подобная форма обучения ДОТ обладает некоторыми отличиями по сравнению с описанным выше вариантом. Обучение проводится обычно не в режиме реального времени. Слушатель просматривает всю информацию самостоятельно, получает обширный доступ к другим информационным технологиям через современные технологические средства. Электронное обучение подобного типа часто используется в современном образовательном процессе, что позволяет оптимизировать все задачи с минимальными затратами и усилиями для каждого.
Важно понимать, что это такое обучение с ДОТ, чтобы подобрать для себя правильную образовательную методологию для дальнейшего развития и правильного обучения в рамках своей специализации или повышения квалификации.
Использование ДОТ
Расшифровка ДОТ в образовании не составляет никакого труда. Это дистанционные образовательные технологии, которые в последние годы все чаще используются в различных направлениях образовательной деятельности для того, чтобы предоставить слушателям всю необходимую информацию в рамках действующих стандартных норм и требований. Дистанционное обучение охватывает множество различных процессов и задач, направленных на самостоятельное обучение.
Подобная технология включает в себя интенсивную поддержку в процессе обучения, использование всех технологических и интерактивных средств, которые соответствуют современным стандартным нормам и требованиям в рамках действующих законодательных требований. Во время дистанционного обучения предоставляется вся необходимая информация слушателем. Для коммуникации обычно используются современные технические средства. Как правило, обучение невозможно без использования специальных технологических средств для достижения поставленных задач.
Среди главных достоинств ДОТ ЕДУ выделяют такие:
- Возможность проходить обучение практически в любом месте вне зависимости от проживания. Многие люди могут проходить обучение в крупнейших учебных заведениях страны. При этом им не требуется обязательно ехать для того, чтобы поступить. Достаточно воспользоваться современными технологичными средствами. Проходить обучение можно даже без необходимости ехать в другой населенный пункт.
- ДОТ – это отличная возможность одновременно учиться и работать, что позволяет существенно сэкономить временные и денежные затраты в процессе. Например, слушатели могут днем работать, а вечером проходить выбранную программу. График обычно составляется индивидуально для каждого учащегося, что позволяет оптимизировать задачи и снизить возможные затраты в процессе. Это хорошая возможность сменить специальность плавно и без рисков для себя.
- Использование современных высококачественных технологий, которые полностью соответствуют всем стандартным нормам и требованиям, что позволяет реализовать задачи любой сложности. Учащиеся могут воспользоваться современными учебными материалами, узнать много интересного, получить только самые востребованные навыки для осуществления профессиональной деятельности в рамках выбранной специализации.
- Объективная проверка полученных знаний. При помощи дистанционных технологий проводится постоянный контроль качества полученных знаний. Именно поэтому можно не беспокоиться о том, что все полученные результаты соответствуют стандартным нормам. Все результаты оцениваются без какого-либо пристрастия. Автоматизированные процедуры тестирования позволяют получить максимально полную информацию о знаниях, которые слушатель получил в процессе обучения.
- Индивидуальный подход к каждому слушателю. Возможность составить индивидуальный график позволяет существенно оптимизировать временные затраты на обучение, совмещать его с повседневной деятельностью, а также повысить качество усвоения всех материалов. Дистанционное обучение стало практичным и удобным для каждого.
Важно понимать, что это такое ДОТ, чтобы воспользоваться всеми преимуществами цифровых технологий и получить только актуальные знания для ведения профессиональной деятельности. Современные образовательные технологии делают образование доступным и понятным для каждого.
Отличительные характеристики
При выборе обучения ДОТ или ЭО важно учитывать множество тонкостей, что позволит подобрать оптимальный вариант образовательного процесса. У многих возникают такие вопросы перед выбором подходящей образовательной программы дистанционно:
- Дистанционное обучение дает возможность ознакомиться с частью программы полностью бесплатно. Это отличная возможность понять, насколько эффективной будет образовательная программа, подходит ли она по параметрам и предпочтениям, будет ли она полезна для ведения повседневной профессиональной деятельности.
- Предварительно нужно проверить аккредитацию учебного заведения на проведение образовательного процесса. Только официальные учреждения имеют право осуществлять образовательную деятельность, выдавать соответствующие сертификаты своим ученикам после прохождения обучения.
- Понимая, что это заочная с ДОТ, можно подобрать оптимальный вариант обучения, разработанный индивидуально под задачи слушателя. Для этого достаточно ознакомиться с материалами и оценить их степень полезности.
- Получение практических навыков и знаний – это еще одно преимущество обучения онлайн. Понимая, что это форма обучения ДОТ, вы сможете подобрать такие курсы, которые предоставляют возможность ознакомиться со всеми материалами на практике.
- Как правило, все технические проблемы решаются сразу же, поэтому никаких сложностей в процессе образования не должно возникнуть.
При выборе правильного заведения можно гарантированно получить высококачественное современное образование, которое полностью соответствует всем стандартным нормам и требованиям.
Главные свойства
Если знать, что такое дот в образовании, то можно понять, что это действительно хорошая возможность получить современное образование с использованием информационных технологий. Можно выбрать как чисто удаленный формат обучения, так и смешанный в зависимости от выбранной специализации. Современное образование расширяет возможности для каждого слушателя, позволяя получить актуальные и востребованные знания на рынке труда.
Чем отличается заочное обучение от дистанционного?
Дистанционное обучение быстро набирает популярность, что объясняется несколькими причинами. В их числе не только активное развитие современных технологий коммуникации, но и введение ограничительных мер из-за коронавируса.
Важно понимать, что «дистанционка» – это не самостоятельная форма обучения, а, скорее, дополнение к уже существующим. Именно поэтому название образовательной программы, в Институте международных экономических связей, звучит как «Очное обучение с элементами дистанционных технологий». Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности и преимущества нового способа учебной подготовки.
Традиционные формы обучения
Различают три классических формата образования – очный, заочный и комбинированный (очно-заочный). Каждый обладает четко выраженными особенностями. Для первого способа подготовки характерно ежедневное посещение занятий в течение всего учебного года, сдача зачетов и экзаменов в рамках сессии.
Заочное заключается в самоподготовке студента, которая проводится в течение большей части года, и последующей проверке знаний на сессии. Последняя предусматривает личное присутствие на занятиях в вузе на протяжении 2–3 недель.
Третья традиционная форма обучения совмещает особенности первых двух в разных пропорциях, которые определяются внутренними правилами образовательного учреждения.
Главные отличия дистанционного формата от заочного
Дистанционное обучение больше всего напоминает заочное. А потому необходимо отдельно рассмотреть отличия между ними. Первое и главное – новый формат не требует периодического присутствия студента в вузе. Напротив, даже тестирование или экзамены по любому предмету проходят в режиме онлайн посредством современных способов коммуникации.
Второе ключевое отличие – использование так называемых образовательных порталов – онлайн-платформ, на которых собраны как методические учебные материалы, так и базы данных на каждого студента. Доступ к ним предоставляется в рамках личного кабинета.
Третья немаловажная особенность «дистанционки» – гибкий график занятий. Это в равной степени касается как непосредственного обучения, так и проверки знаний студента.
Преимущества дистанционного обучения
Как уже было отмечено выше, дистанционный формат приобретает популярность. Оно входит в образовательные программы всех серьезных российских вузов. ИМЭС не являются исключением из этого правила, активно применяя «дистанционку» и в очном, и заочном обучении.
Немалую роль в широком распространении нового формата подготовки студентов играет не только пандемия коронавируса, но и другие очевидные достоинства:
- минимальные расходы и, как следствие, низкая стоимость учебного курса;
- удобный график подготовки, который определяется самим студентом;
- прозрачные и понятные правила тестирования знаний;
- сотрудничество с преподавателем в формате кураторства, что повышает эффективность обучения;
- отсутствие привязки у студента к месту пребывания;
- возможно совмещать образование с профессиональной деятельностью;
- равные возможности для абитуриентов из любого региона страны.
Настолько впечатляющий перечень достоинств выступает лучшим объяснением быстрого распространения дистанционного формата подготовки. Не вызывает никаких сомнений, что в ближайшее время он станет самостоятельной – четвертой – формой обучения в российских вузах.
Какие существуют формы дистанционного образования
Дистанционная форма профессиональной подготовки – возможность учиться в лучших заведениях своей или чужой страны, не покидая родного города. Реализована более 30 лет назад на базе развивающихся коммуникационных технологий.
Каждый год система обрастает новыми инструментами. Именно они определяют непосредственные формы дистанционного образования:
- Синхронное обучение – это онлайн- и офлайн-консультации, лекции (посредством массовых видеоконференций), групповое онлайн-тестирование.
- Асинхронная форма удаленной учебы – формат подготовки кадров через онлайн-переписку, самостоятельную подготовку по заранее предоставленным материалам. Такая система действий позволяет выстроить подготовку, как удобно будущему специалисту – совмещать учебу и работу, материнство, быт.
В чистом виде форма удаленной подготовки практически не используется. Обычно это комбинированный формат, настроенный на максимальное вовлечение, «подогрев» самомотивации ученика, его интерес и активность.
Насколько дистанционное образование распространено на сегодняшний день
Ежегодная численность студентов, обучающихся дистанционно у нас, исчисляется десятками тысяч учеников. Каждое уважающее себя высшее учебное заведение России предлагает разные формы удаленного обучения. Средний процент выпускников, прошедших столичную программу профессиональной подготовки за 2010–2020 гг. приблизился к отметке 10% от общего объема абитуриентов.
Популярность очно-дистанционной учебы огромна и продолжает расти. Чаще ее выбирают для смены профессии, переподготовки (другой профиль, второе высшее), повышения квалификации (бизнес-курсы). Но ежегодно увеличивается и численность тех, кто получает образование таким способом впервые.
Что собой представляет очно-дистанционная форма обучения
Очно-дистанционное обучение – учеба без личного посещения выбранного учебно-образовательного заведения с использованием интернет-технологий. В нашем Университете она реализована на собственной программной платформе MegaCampus.
Процесс подготовки выглядит так:
- Зачисленный студент получает доступ к личному кабинету, где хранится вся необходимая информация по учебе – ссылки/доступы на вебинары, график лекций/консультаций, методические рекомендации, теоретический материал.
- По мере прохождения учеником очередной части (освоения), он получает новую информацию.
- В распоряжении студента – целый комплекс инструментов активного взаимодействия с другими учащимися факультета, преподавателями.
Программы выстроены так, чтобы максимально вовлекать, поддерживать интерес, воспитывать самодисциплину.
Преимущества дистанционной формы обучения
Такой подход обеспечил максимум выгод окончания дистанционной формы профессиональной подготовки. Наши выпускники уже оценили ее преимущества:
- Свобода выбора уровня учебного заведения. Учиться в Москве, не покидая родного города, – приятная возможность, доступная каждому.
- Эффективная стоимость качественной программы. Удаленная учеба стоит дешевле классической очной формы.
- Гибкость графика занятий. Студент выбирает формат, время, темпы учебы.
- Престижный диплом (без указания формы обучения).
- Беспрерывность учебы. Работа, материнство, болезнь не является поводом прекращать профессиональный рост.
Кому подходит обучение с полным или частичным дистанционным образованием
Полный или частичный «уход на дистанцию» от выбранного вуза без потери качества обучения – привлекательная возможность для любого современного активного молодого человека. Удаленная учеба идеально подходит уже трудоустроенным москвичам или жителям других регионов.
Для студентов из отдаленных регионов это единственный способ отучиться в Москве (выбрать профессию, недоступную в родном городе). Как способ социализации людей с ограниченными возможностями дистанционное образование тоже эффективно.
Дистанционное обучение: форма образования или технология?
В последние десятилетия дистанционное обучение завоевало свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Но несмотря на стремительный рост, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Готова ли образовательная организация к использованию ИКТ в ежедневной работе?
Прежде всего нужно разъяснить, что в соответствии с «Федеральным законом об образовании в РФ» (Закон) дистанционное образование не является формой получения образования.
Формы образования определены статьей 17 Закона, согласно которой
в Российской Федерации образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование.
Отметим, что при получении образования в образовательных организациях могут использоваться различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, и применяться «различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
Внимание! Таким образом, то, какую форму получения образования выбрать, — право родителей, а то, в какой форме будет происходить обучение в организации и какие при этом будут применяться технологии, — право образовательной организации.
Для многих категорий учащихся такая форма получения образования является остро необходимой.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников
и преподавателей; - обучение детей-инвалидов;
- возможность образовательного взаимодействия с учащимися
в период их болезни; - при заочной (экстернатной) форме обучения;
- выполнение проектной работы;
- индивидуальная работа с одаренными детьми;
- дополнительная возможность контроля знаний учащихся.
Дистанционное обучение пришло в школьную жизнь из вузов. Практика показывает, что такой вид обучения не столь уверенно развивается, но все же входит и в среднее образование.
Регулирование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Такой порядок установлен приказом Минобрнауки РФ (далее — приказ
о ДОТ).
Возможно два основных способа применения дистанционных технологий:
- использование элементов ДОТ в очном обучении;
- реализация образовательной программы в заочной форме исключительно на основе дистанционных технологий, электронного обучения.
Отметим, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Эта среда должна включать в себя:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Среда дистанционного обучения должна обеспечивать возможность освоения образовательной программы в полном объеме. Если образовательная организация не имеет таких условий, они могут быть созданы путем:
- создания собственной среды дистанционного обучения;
- заключения договора об использовании среды дистанционного обучения, позволяющей обеспечивать освоение соответствующей образовательной программы, с соответствующей организацией-правообладателем.
Внимание! Организации самостоятельно определяют объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки.
Таким образом, соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника
с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может быть любым, допускается также отсутствие аудиторных занятий. Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Как регламентировать такую деятельность?
В целях регулирования порядка оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий в организации должно быть разработано соответствующее положение. Остановимся на некоторых аспектах того, что должно в обязательном порядке быть предусмотрено в таком положении.
Приказ о ДОТ предусматривает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Внимание! Порядок оказания учебно-методической помощи обучающемуся должен быть детализирован в положении.
Приказом о ДОТ предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Выбранная форма учета должна быть также отражена в положении.
Отдельно стоит отметить, что учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В положении должны быть прописаны основания для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, перевода и отчисления
с данной формы обучения.
Основанием для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий является заявление родителей (законных представителей). На основании этого заявления зачисление в образовательное учреждение (перевод с одного вида форм обучения на другую), так же как и в случае обучения в очной форме, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основе полного пакета документов.
Внимание! Заключение каких-либо дополнительных соглашений при такой форме обучения законодательством не предусмотрено.
Следует обратить внимание на то, что, так же как и в случае приема
на очное обучение, при приеме на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с:
- уставом образовательного учреждения;
- лицензией на право ведения образовательной деятельности;
- свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
- основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением;
- правилами приема;
- другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (например, положение о реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий).
Особых требований к организации дистанционного обучения законодательство не предъявляет. Но самое главное — для самого обучения не нужна лицензия — она нужна для проведения аттестации и выдачи документов об образовании.
Основные проблемы и пути решения
Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:
- формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;
- формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;
- отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;
- подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;
- обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения.
Отметим, что и новая система оплаты труда должна учитывать специфику учета рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.
Должен также решаться вопрос правил учета посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.
Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.
Еще больше материалов по данной теме (и не только), а также отдельные шаблоны локальных актов (Положение о порядке освоения программ в форме экстерната, Положение о реализации образовательной программы с применением ДОТ и др.) вы найдете
в нашей электронной системе «Директория».